Создание нового элемента и его интеграция в существующий салон серийной модели — это вызов и возможность испытать свои силы. Дизайнер UNIMO Extras Павел Амелишко рассказывает об основных этапах создания подлокотника для Tesla Model X.
Павел Амелишко — дизайнер UNIMO Extras. Выпускник Факультета социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета, специальность — коммуникативный дизайн. В профессии более 3 лет. Работал над проектами различной сложности, включая разработку дизайна экстерьера и интерьера легкового автомобиля.
С чего началась работа над новым для компании проектом?
Часто новый проект появляется для решения некой проблемы. В нашем случае точкой отсчёта стало обращение владельца Tesla Model X. Наш первый клиент перемещается на автомобиле в качестве пассажира. Машина также часто используется для бизнес-встреч, поэтому была куплена наиболее комфортабельная версия модели с 6-местной конфигурацией салона. Проблема же заключалась в отсутствии центрального подлокотника между двумя креслами центрального ряда. Из-за этого страдал общий уровень комфорта. Можно сказать, что Model X является модным атрибутом, в процессе пользования которым приходится жертвовать некоторыми привычками. Но это не означает, что автомобиль не может быть доработан.
Можно сказать, что Model X является модным атрибутом, в процессе пользования которым приходится жертвовать некоторыми привычками
Каким образом находится решение нестандартной проблемы?
Наш следующий шаг заключался в определении должного и возможного. Помимо решения основной проблемы — отсутствия подлокотника — необходимо было обратить внимание и на ряд сопутствующих. Добавление подлокотнику дополнительных функций позволяет сделать поездки на Model X приятнее. Например, у пассажиров центрального ряда отсутствуют ниши для хранения вещей из-за особых механизмов открытия дверей. Поэтому в стойку подлокотника было решено добавить держатель для бутылок.
Мы также оснащаем подлокотник функцией беспроводной зарядки — эта опция сейчас является трендом в автоиндустрии. Её отсутствие в серийной версии Model X можно объяснить выходом модели на рынок в 2015 году. К тому же, ложемент с зарядкой выступает и в качестве места, куда можно поместить смартфон во время поездки. В стандартном салоне Model X у пассажиров центрального ряда такая возможность отсутствует.
В чём заключается особенность интеграции нового объекта в завершённую среду?
Безусловно, дизайн меняет среду жизнедеятельности человека. Однако он не решает сугубо стилистические проблемы. Можно придумать то, что не соответствует общему духу автомобильного салона, но вписывается в него в качестве арт-объекта. Также нет необходимости строго следовать за мнением клиента — хороший дизайн ему понравится. Здесь важно помнить об одном из принципов бывшего главного дизайнера компании Braun Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна».
«Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна»
Есть понятие тюнинга — улучшения салона, а есть понятие дизайна. Он всегда должен иметь под собой технические и технологические подоплёки. Дизайн также рассчитан на серийность, поскольку в нашем случае речь идёт не о единичном объекте. Именно поэтому для проекта была выбрана золотая середина — функциональное оснащение, в котором нуждается человек и которое своей чрезмерностью не привлекает к себе лишнее внимание. Tesla Model X уже несколько лет выпускается и эта модель хорошо изучена покупателями. Нам удалось заполнить пустующее пространство таким образом, чтобы новый элемент салона не смотрелся чужеродным, а вызывал впечатление, будто он здесь находился всегда.
Основные этапы проектирования
После определения профессиональной задачи началась работа над эскизным решением. Оно формировалось не в вакууме. Ведь при создании нового продукта необходимо ориентироваться на технологические возможности производства, наличие качественных материалов у подрядчиков и итоговую стоимость изделия. Этим эскизное решение отличается от полёта фантазии. Поэтому главным вопросом становится не «Что сделать?», а «Как это сделать?».
Подлокотник должен отвечать эргономике, быть антропомерным. Поэтому важно определить все габариты объекта в салоне. Первоначально все размеры рассчитывались не с помощью компьютерной модели, а путём размещения габаритного макета в салоне автомобиля. При этом размеры подбирались в соответсвии с определёнными точками привязки. Например, в качестве таковых использовались подлокотники на картах дверей — высота центрального подлокотника должна соответствовать их высоте, чтобы пассажиры размещались максимально комфортно.
После основных замеров габаритный макет и салон автомобиля были отсканированы. Моделирование подлокотника на компьютере по имеющимся размерам позволило изготовить макет из пенополиуретана, который был уже визуально приближен к конечному варианту. Важно отметить, что в ходе всех этих этапов салон Model X тщательно изучался, чтобы итоговый продукт идеально к нему подходил.
Важно отметить, что в ходе всех этих этапов салон Model X тщательно изучался, чтобы итоговый продукт идеально к нему подходил
Почему подлокотник приобрёл именно такой облик?
Несмотря на свою внешнюю простоту, подлокотник является довольно сложным объектом. Поэтому проще его рассматривать в качестве объединения нескольких основных элементов: подушка, стойка и основание. Во время разработки мы стремились к наполнению объекта минимальным количеством деталей. Ещё одна важная задача — скрыть все крепежи.
Накладка на подушку подлокотника в разработке была довольно простой, поскольку повторяет отделку оригинального салона. Её сужающаяся к переднему краю форма облегчает пассажирам доступ к держателям бутылок. Не стоит забывать и о требованиях безопасности. В подлокотнике есть рёбра жёсткости, но возможность их контакта с пассажирами сведена к минимуму.
Главный стиль подлокотника задаёт стойка особой формы. Её основа выполнена из анодированного алюминия. Это прочный металл, который выглядит лаконично и может быть анодирован в различные цвета. К тому же, производственный процесс предприятия позволяет раскрыть потенциал этого материала. Изгиб стойки сделан таковым не только из эстетических соображений, но и из практических — так удобнее тянуться рукой к держателям бутылок.
Внешний вид держателей для бутылок выполнен в единой стилистике с подстаканниками на третьем ряду сидений Model X. Это позволило насытить подлокотник элементами, которые уже присутствуют в салоне, чтобы он смотрелся органично. Этой же цели служит и декоративная вставка, которая подбирается в соответствие к каждому варианту салона Model X. Она может быть из карбона, различных пород дерева и других материалов по желанию заказчика.
Как закрепить подлокотник в салоне?
Ответ на этот вопрос очень важен. Поскольку, с одной стороны, мы имеем дело с автомобилем заводской конструкции. А с другой — нам необходимо было создать не единичный, а серийный продукт. Здесь мы отталкивались от одного из подходов в скандинавском дизайне — человек сам должен быть способен собрать и установить подлокотник в салон автомобиля. Это не необходимая, но важная задача для меня, как для профессионального дизайнера.
Здесь мы отталкивались от одного из подходов в скандинавском дизайне — человек сам должен быть способен собрать и установить подлокотник в салон автомобиля
Ещё одной важной задачей являлось сохранение целостности салона, а также свободного пространства для ног пассажиров третьего ряда. Поэтому монтаж подлокотника осуществляется в месте, конструктивно предусмотренном заводом-изготовителем Tesla. В итоге процесс установки достаточно простой, не требует специальных навыков и занимает минимум времени.